Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, и заказчик направил ему уведомление о расторжении договора и возврате аванса. Суд указал: такое уведомление подтверждает, что претензионный порядок урегулирования спора соблюден.
Дополнительно суд отметил, что ответчик возражал против иска, значит, урегулировать спор в претензионном порядке было невозможно. Оставлять в такой ситуации иск без рассмотрения нельзя.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 25.10.2017 по делу N А56-74340/2016
Комментарий Международной Юридической Корпорации «ДИГЕСТА»:
Напомним, что с не столь давних пор согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, изначально рассматриваются в досудебном порядке, и только потом могут быть переданы на разрешение арбитражного суда. Срок на досудебное урегулирование устанавливается тридцать календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, требуют досудебного порядка урегулирования только, если это установлено федеральным законом или договором.
Нарушение данного порядка неминуемо и согласно ст. 148 АПК РФ приведет к оставлению иска без рассмотрения, после чего сторона будет вынуждена исполнить требование закона, касающееся досудебного порядка урегулирования спора, и только после этого снова сможет отправляться в суд за защитой своих нарушенных прав. В некоторых случаях суды, порой, руководствовались мнением «вы же снова к нам вернетесь» и «закрывали глаза» на данное процессуальное нарушение. Тем не менее, такое поведение было скорее исключением, чем правилом, что в свою очередь обуславливает определенное внимание к документообороту между контрагентами. Рассматриваемый случай показывает восприятие судом документа по его существу, без привязки с наименованию – если по своей природе письмо являлось претензионным, не столь важно как оно называется, ведь в той же претензии могут иметься несколько требований к контрагенту и его информирование.