Заказчик пытался оспорить задолженность по договору подряда. Один из аргументов: генподрядчик не обратился в ликвидационную комиссию с требованием о погашении суммы долга. По мнению заказчика, это нарушение процедуры ликвидации и досудебного порядка урегулирования спора.
Действительно, в суде не было доказано, что генподрядчик обращался напрямую в ликвидационную комиссию. Однако претензию о наличии суммы долга с требованием о ее уплате он направлял, и она была получена ликвидатором заказчика. Последний на нее ответил, оставив без удовлетворения. Это дало генподрядчику право обратиться в суд за взысканием задолженности.
Документы: Постановление АС Волго-Вятского округа от 26.03.2018 по делу N А29-10810/2016
Комментарий Международной Юридической Корпорации «ДИГЕСТА»:
В данном случае со стороны заказчика имеет место быть подмена понятий – отсутствие определенных действий по требованию долга им были интерпретированы как полное отсутствие требований по уплате задолженности со стороны кредитора. Тем не менее, кредитором был исполнен досудебный порядок урегулирования спора в виде направления претензионного письма.
Процедура ликвидации юридического лица еще не основание для неисполнения обязательств. Как только юридическое лицо принимает решение о ликвидации, срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (часть 4 статьи 61 ГК РФ).
В случае, если ликвидационная комиссия откажется удовлетворить требование кредитора или будет уклоняться от его рассмотрения, то согласно части 1 статьи 64.1 ГК РФ кредитор может обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу еще до утверждения ликвидационного баланса этого юридического лица.
Если суд принимает решение в пользу кредитора, выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
Как указано выше, претензия была получена ликвидатором заказчика. Его мнение о необходимости удовлетворения претензии не является безапелляционным, тем более когда сам факт наличия задолженности установлен документально, что и было показано судами.