Москва
Санкт-Петербург
8 (495) 781 60 54
Ru
Пн. – Чт.: 10.00 – 19.00,
Пт.: 10.00 – 18.00
en
button_search
Москва
Санкт-Петербург
8 (495) 781 60 54
Ru
en
Ru
Москва
Санкт-Петербург
Услуги
Все услуги
Для физических лиц
Юрист по интеллектуальной собственности Медицинский юрист Адвокат по трудовым спорам Юрист по семейному праву Адвокат по мошенничеству Адвокат по налоговым преступлениям Разработка и составление договоров Разрешение правовых споров в Судах общей юрисдикции Уголовное право Сделки с недвижимостью Физ. лицам Медиация Досудебная (претензионная) работа
Для юридических лиц
Арбитражные корпоративные споры Арбитражный юрист Абонентское юридическое обслуживание Международный юрист Регистрация за границей Регистрация с иностранным участием Реорганизация и ликвидация фирм Регистрация деятельности Разрешение правовых споров в Третейских судах Исполнительное производство Консультация юриста по международному праву Юридическое сопровождение организаций
Банкротство
Банкротство юридических лиц
Портфолио
Наши юристы
Блог
FAQ
Цены
Контакты
logo

В случае совершения поставщиком нескольких нарушений своих обязательств по госконтракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения

Время на чтение: 4 минуты 2417
Поделиться:

Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)

Верховным Судом РФ проанализированы материалы судебной практики по следующим вопросам:

  • заключение, исполнение, изменение, расторжение государственного (муниципального) контракта;
  • поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта;
  • обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта);
  • ответственность за нарушение государственного (муниципального) контракта;
  • контроль в сфере закупок.

В обзоре содержатся следующие правовые позиции, в частности:

  • по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки;
  • при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг;
  • стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом;
  • представление банковской гарантии, не соответствующей требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является основанием для признания победителя торгов уклонившимся от заключения контракта;
  • нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков;
  • заказчик вправе оспорить в суде решение антимонопольного органа об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.


Комментарий Международной Юридической Корпорации «ДИГЕСТА»:

Из судебной практики следует, что в первую очередь суды будут исходить из принципа приоритетности защиты интересов государственного заказчика – ведь, как правило, санкции по данному виду договоров применяет именно он:

1) Кредитор (госзаказчик) вправе требовать уплаты законной неустойки, предусмотренной статьей 34 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ N 1063, независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Иными словами – за нарушение обязательств отвечать придется вне зависимости от наличия в контракте санкционных положений.

2) в государственном (или муниципальном) контракте прописывается условие об уплате одной з сторон неустойки в размере, превышающем размер, установленный Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ N 1063.

На первый взгляд данное условие действует для обеих сторон контракта, однако по практике применения данного условия действует она в отношении подрядчика по такому контракту.

3) При просрочке исполнения обязательств по госконтракту Заказчик может расторгнуть договор в одностороннем порядке, но до момента расторжения договора. Исполнителю могут быть начислены пени за данную просрочку. И одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.

Помимо вполне очевидного обстоятельства, касающегося периода начисления суммы пеней суд установил, по сути, двойную ответственность за одно и тоже нарушение контрактных обязательств. Ранее, по практике рассмотрения дел между «хозяйствующими субъектами», суды исходили из правила «одно нарушение – одно последствие в виде штрафных санкций». - В случае совершения   поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения.

В соответствии с ч. 8 статьи 34 Закона о контрактной системе возможно взимание нескольких штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. В случае, когда исполнитель совершил нескольких самостоятельных однородных нарушений по госконтракту, допустимо взыскание с него нескольких штрафов непосредственно после выявления нарушения.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что неустойка – это не карательный инструмент, а мера ответственности, и суду необходимо соблюсти баланс между применением к нарушителю взыскных санкций и отрицательными последствиями, наступившими для второй стороны, от неисполнения или ненадлежащего обязательств.

Поэтому в соответствии со статьей 333 ГК РФ неустойка может быть снижена по заявлению должника при соблюдении следующих условий:

  • при выявлении несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства,
  • при получении второй стороной (Заказчиком) необоснованной выгоды,
  • при отсутствии негативных последствий нарушения обязательства, незначительности нарушений и  устранения контрагентом выявленных недостатков.

Из буквального текста части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе следует возможность взимания нескольких штрафов при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта. В связи с изложенным при установлении фактов совершения исполнителем по государственному контракту нескольких самостоятельных однородных нарушений допустимо взыскание с него нескольких штрафов непосредственно после выявления нарушения.

Вместе с тем, принимая во внимание функцию неустойки как меры ответственности, к обязанностям суда с учетом положений статьи 333 ГК РФ относится установление баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

В связи с этим при выявлении несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, получения кредитором необоснованной выгоды, отсутствия негативных последствий нарушения обязательства, незначительности нарушений, устранения контрагентом выявленных недостатков неустойка может быть снижена в соответствии со статьей 333 ГК РФ по заявлению должника. 


Вам может быть интересно:
04.03.2022
Процедура банкротства юридического лица в российской правовой системе состоит из нескольких этапов: одним из них является конкурсное производство.
03.03.2022
Финансовое оздоровление – это одна из процедур, применяемых к должнику в деле о банкротстве. Она нужна, для того чтобы восстановить платежеспособность должника и погасить его обязательства перед кредиторами. Финансовое оздоровление позволяет компании продолжать функционировать и избежать ликвидации.
30.04.2021
Поздравляем Вас с 1 мая и Днём Победы! С 1 по 10 мая наши офисы будут закрыты.
12.02.2021
Сегодня рынок юридического сопровождения стремительно растёт и развивается, ведь данная отрасль менее подвержена воздействию экономических кризисов.
10.07.2017
Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)
21.12.2017
<Письмо> ФНС России от 11.10.2017 N ГД-4-14/20509@ <О направлении "Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2017)">