Законопроект о введении новой реабилитационной процедуры в делах о банкротстве юрлиц - реструктуризации долгов, внесен в Госдуму
Предусматривается возможность подачи должником или кредитором в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов, по результатам рассмотрения которого в отношении должника не может быть введено конкурсное производство. Если из представленного должником отзыва с приложением отчета о финансовом состоянии должника или иных доказательств очевидна невозможность восстановления его платежеспособности, по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в отношении должника может быть открыто конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения.
Детально регламентируется процедура реструктуризации долгов. В частности, в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов должник обязан предложить план реструктуризации долгов. Конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю (участнику должника), представителю работников должника и третьим лицам (в том числе органам государственной власти и местного самоуправления) предоставляется право предложить свой план в течение указанного срока.
Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником в ходе процедуры реструктуризации долгов, в том числе:
- сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия с условием их обязательного предварительного согласования с собранием кредиторов или комитетом кредиторов;
- возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;
- переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов.
Также предусматриваются специальные правила для кредиторов, интересы которых не затрагиваются планом. При этом условия удовлетворения требований кредиторов, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не могут быть лучше условий любых других конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, интересы которых затрагиваются планом, за исключением кредиторов, одобривших соответствующий план. Условия плана для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против его одобрения, за исключением лиц, заинтересованных по отношению к должнику, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его одобрение, кроме кредиторов, чьи требования обеспечены залогом.
Предполагается, что соответствующий Федеральный закон вступит в силу с 1 октября 2018 года.
Комментарий Международной Юридической Корпорации «ДИГЕСТА»:
Исходя из очевидного замысла авторов законопроекта, он должен предоставлять возможность оказавшейся в сложной финансовой ситуации организации найти из нее выход совместно с заинтересованными в финансовой жизнеспособности своего должника кредиторами такой организации. По существу новая реабилитационная процедура в делах о банкротстве юридических лиц будет заменять процедуру наблюдения, при этом не ставя юр. лицо в относительно жесткие рамки процедуры наблюдения (внешний управляющий, ограничения по 64 ст. ФЗ «О банкротстве»). Насколько эти меры будут эффективны можно будет судить ознакомившись с принятой редакцией законопроекта. Впрочем, судя по всему новая процедура не сможет особо помочь в случаях преднамеренного внутреннего или же внешнего банкротства.