В частности:
вводятся правила взимания установленных Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" новых пошлин, в том числе, за экспертизу по существу по заявкам на полезную модель; за преобразование оспариваемого патента на изобретение в патент на полезную модель; за экспертизу по существу по заявкам на изобретение в случае "ускоренного" проведения информационного поиска и предоставления его результатов заявителю;
вводятся дополнительные льготы по уплате патентных пошлин. В частности, устанавливается льгота для заявителей - юридических лиц, относящихся к образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, либо научной организации, заявителей - индивидуальных предпринимателей. Перечень видов юридически значимых действий, в отношении которых предусмотрена льгота по уплате пошлин, дополнен действиями, связанными с подачей и рассмотрением заявки на полезную модель, заявки на наименование места происхождения товара;
в отношении пошлин, взимаемых за проведение экспертизы по существу, вводится возврат 50 процентов от уплаченной суммы, если информационный поиск по заявке не проводится в силу ограничений, предусмотренных ГК РФ. Процедура возврата 50 процентов от оплаченной суммы вводится в случае оспаривания действительности патентов/свидетельств, в случае принятия Роспатентом решения о прекращении производства по соответствующему возражению/заявлению;
предусмотрено снижение на 30 процентов размера всех видов взимаемых пошлин при обращении за осуществлением юридически значимых действий в электронной форме;
уточнен алгоритм определения размеров пошлин, взимаемых за регистрацию заявки на товарный знак, согласно которому базовый размер пошлины увеличивается на 1000 рублей за каждый класс свыше 5, включенный заявителем в заявляемый перечень товаров и услуг.
© КонсультантПлюс, 1997-2017
Комментарий Международной Юридической Корпорации «ДИГЕСТА»:
Увеличение размера патентных и иных пошлин связано, в первую очередь, с необходимостью приведения в соответствие размера патентных пошлин с уровнем затрат Роспатента. Если ранее для привлечения большего количества обращений в Роспатент и, соответственно, расширения рынка интеллектуальной собственности, размер патентных пошлин был выгоден заявителю, но не Роспатенту и в этом случае, государство вынуждено было восполнять разницу из бюджета, то теперь планируется не привлекать бюджетные средства на компенсацию недостающих сумм. В то же время, размеры патентных пошлин длительное время не подвергались изменениям, вне зависимости от уровня инфляции в стране. Дополнительно увеличение патентных пошлин призвано выровнять то несоответствие в размерах пошлин, взимаемых за патентные услуги в Европе и в России, которое существует ныне. А это совсем немаловажно, поскольку патенты РФ выдаются не только Роспатентом, но и Евразийским патентным ведомством, а количество патентов, действующих в России, значительно превышает количество патентов, действующих на территории остальных стран, входящих в Евразийскую патентную конвенцию. Размер патентных пошлин увеличился, в среднем, на 30%-100%.
Тем не менее, вместе с увеличением размера патентных пошлин увеличены и льготы за обращение в Роспатент в электронной форме (так, если ранее льгота при электронном обращении составляла 15%, то сейчас это целых 30%, которые распространяются не только на подачу заявки, но и на иные запросы и обращения, подаваемые в Роспатент). На сегодняшний день для подачи заявки в электронном виде необходимо наличие у Заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи (впоследствии этот порядок планируется упростить).