Москва
Санкт-Петербург
8 (495) 781 60 54
Ru
Пн. – Чт.: 10.00 – 19.00,
Пт.: 10.00 – 18.00
en
button_search
Москва
Санкт-Петербург
8 (495) 781 60 54
Ru
en
Ru
Москва
Санкт-Петербург
Услуги
Все услуги
Для физических лиц
Юрист по интеллектуальной собственности Медицинский юрист Адвокат по трудовым спорам Юрист по семейному праву Адвокат по мошенничеству Адвокат по налоговым преступлениям Разработка и составление договоров Разрешение правовых споров в Судах общей юрисдикции Уголовное право Сделки с недвижимостью Физ. лицам Медиация Досудебная (претензионная) работа
Для юридических лиц
Арбитражные корпоративные споры Арбитражный юрист Абонентское юридическое обслуживание Международный юрист Регистрация за границей Регистрация с иностранным участием Реорганизация и ликвидация фирм Регистрация деятельности Разрешение правовых споров в Третейских судах Исполнительное производство Консультация юриста по международному праву Юридическое сопровождение организаций
Банкротство
Банкротство юридических лиц
Портфолио
Наши юристы
Блог
FAQ
Цены
Контакты
logo

Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015

Время на чтение: 3 минуты 2309
Поделиться:

Верховный Суд РФ переквалифицировал действия налогоплательщика, не сообщившего в налоговую инспекцию об обособленных подразделениях, и значительно снизил штраф

По итогам выездной налоговой проверки налоговая инспекция установила, что организация не встала на налоговый учет по месту нахождения двух обособленных подразделений. Это послужило основанием для привлечения к ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ, предусматривающей штраф в размере 10% от полученных доходов, но не менее 40 тысяч рублей. Штраф организации за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе составил более 7 млн. рублей.

Не согласившись с выводами судебных инстанций, Верховный Суд РФ обратил внимание на следующее.

Постановка на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений налогоплательщиков. Обязанность сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, предусмотрена подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ. Непредставление в установленный срок таких сведений влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в соответствии с которой размер штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Суд указал, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации.

В первом случае при наступлении ответственности по статье 116 НК РФ санкция подразумевает изъятие части дохода, что сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и определить его налоговые обязательства.

Если у налогового органа имеется возможность осуществить налоговый контроль и установить неуплату (неполную уплату) суммы налогов, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности по статье 122 НК РФ.

В рассматриваемом случае налоговая инспекция установила, что организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности через обособленные подразделения.

Верховный Суд РФ указал, что при таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для привлечения организации к ответственности по статье 116 НК РФ, в связи с чем отменил решения нижестоящих судов и признал недействительным решение налоговой инспекции.

Комментарий Международной Юридической Корпорации «ДИГЕСТА»:

Данное действие ВС РФ по переквалифицированию  налогового нарушения налогоплательщика является весьма важным по значению, как формирующее разъяснения всем нижестоящим судам и практику решений для остальных налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам могут припоздниться с информированием налоговых органов об открытии своих обособленных подразделений.

Верховный суд дал соответствующие разъяснения, разграничив между собой составы правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 116, статьями 122 и 126 Налогового кодекса (нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) и непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля соответственно) которые налоговые органы и нижестоящие суды применили все вместе в отношения налогоплательщика, что и привело к выставлению  ему более чем значительной суммы штрафа. При имеющихся разъяснениях подобная ситуация если не налоговыми органами, то судами не будет больше повторена, учитывая практику следования указаниям Верховного суда.

Вам может быть интересно:
08.05.2020
Поздравляем с 75 годовщиной Победы в Великой Отечественной Войне!
25.07.2017
Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ "О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров"
18.08.2017
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц"
29.01.2018
Верховный суд напомнил, что применительно к купле-продаже в практике давно сложился следующий подход. Неоплата - это существенное нарушение договора, позволяющее требовать его расторжения. По мнению суда, это касается и цессии.
06.02.2018
Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, и заказчик направил ему уведомление о расторжении договора и возврате аванса. Суд указал: такое уведомление подтверждает, что претензионный порядок урегулирования спора соблюден.
20.03.2018
Согласно инициативе ведомства можно будет сэкономить, подав документы в электронном виде, при госрегистрации: