Во взаимодействии с контрагентами нередко возникают ситуации, когда обязательства по договору не выполняются: не оказываются предусмотренные соглашением услуги, не производится оплата за товар и др. В таком случае попытка договориться самостоятельно обычно заканчивается ничем, и пострадавшая сторона видит лишь один выход – обращение в суд. Однако на деле все оказывается не так просто. Обязательной (в большинстве случаев) процедурой перед началом судебного разбирательства является попытка досудебного урегулирования спора. В этой статье мы ответим на вопросы о том, что собой представляет данная процедура, когда она необходима, каким образом осуществляется, а также озвучим несколько интересных и полезных фактов об этом процессе.
Что такое досудебное урегулирование спора
Досудебный порядок урегулирования спора предполагает нахождение сторонами компромисса в решении проблемы без участия арбитражного суда. Это, во-первых, помогает разгрузить судебную систему, а во-вторых, значительную часть проблем во взаимодействии с контрагентами и партнерами действительно удается решить таким образом.
В каких случаях досудебное урегулирование является обязательным
Практически по всем категориям дел, рассматриваемым арбитражным судом, данный этап обязателен. Полный перечень ситуаций, в которых это не требуется, определен Пленумом Верховного суда РФ. В него входят, например, такие дела:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- по спорам в порядке приказного производства;
- об обращении взыскания на земельный участок;
- о признании сделки недействительной и другие.
В общем виде это все дела, в которых разрешение ситуации самостоятельно, без участия суда, невозможно.
Каким образом осуществляется досудебное урегулирование
Процедура инициируется путем направления претензии в письменном виде. Это делает та сторона, которая считает свои права нарушенными. Вторая же может согласиться на требования, содержащиеся в обращении, частично, проигнорировать их или заявить о полном отказе в их выполнении. Однако досудебное урегулирование включает не только формальное направление претензии. В процедуру также входят переговоры, медиация, обращение к финомбудсмену и др., если это предусмотрено договором. И только в случае, если сторонам не удалось договориться о компромиссе самостоятельно или прошло более 30 календарных дней с момента направления претензии, а потенциальный ответчик так и не дал своих комментариев, иск можно подавать в суд.
Как должна выглядеть претензия
Закон не устанавливает единой формы и требований к содержанию: документ может выглядеть как угодно и даже не обязательно должен называться претензией. Достаточно, чтобы в нем содержались требования к ответчику. В случае отправки претензии почтой опись вложения необязательна: это может быть обычное письмо.
Это интересно. Совсем недавно Пленум Верховного суда РФ постановил, что претензию необязательно передавать другой стороне лично или направлять по почте. Допустима ее передача через электронную почту или мессенджеры, если такой формат коммуникаций был обычной практикой для сторон. В таком случае подтвердить доставку претензии можно будет с помощью скриншота, заверенного нотариусом или самой компанией.
Что будет, если подать иск в суд без попытки досудебного урегулирования
Суд может вернуть иск или оставить его без движения до осуществления попытки найти компромисс со второй стороной. Казалось бы, это чревато только затягиванием времени, однако на самом деле такая ситуация может привести к истечению срока исковой давности и, как следствие, невозможности в дальнейшем подать иск в суд в принципе.
Может ли суд не признать факт направления претензии
К сожалению, может, но в случае прямой ошибки: например, если адрес контрагента или хотя бы номер помещения в нем указан неверно. В таком случае вторая сторона просто не могла получить претензию и ответить на требования, содержащиеся в ней: досудебное урегулирование просто не состоялось. А вот если сумма, указанная в иске, отличается от той, которая была в направленной претензии, иск суд принимает.
Как избежать возможных проблем
Чтобы досудебное урегулирование прошло согласно требованиям законодательства и по возможности завершилось принятием требований второй стороны, лучше обратиться к юристу, специализирующемуся на подобных процессах. Штатный специалист компании, чьей основной работой является составление и подписание договоров, вряд ли сможет получить максимальную выгоду от ситуации: у него другие компетенции. Правовое бюро «ДИГЕСТА» предоставит услуги юридического сопровождения на всех этапах досудебного урегулирования арбитражного спора: от составления претензии и взаимодействия с контрагентом до нотариального заверения скриншотов. А при переходе дела на стадию судебного урегулирования сможет представить интересы вашей компании в суде.