Реорганизация предприятий
более 20 лет
документов
интересов
Реорганизация предприятия – это длительная и сложная процедура, требующая знаний и навыков. Чтобы сэкономить время и избежать ненужных рисков, воспользуйтесь помощью юристов компании «ДИГЕСТА». Звоните по телефону в Москве +7 (495) 781-60-54.
Наши юристы
Квашнин Владислав Игоревич
Юридический стаж: с 2001 года (22 года)
Специализация:
- банкротство и защита от обвинений в экономических преступлениях,
- международное право в том числе договоры вэд,
- внесудебное разрешение споров,
- споры в третейский международных судах,
- арбитраж в РФ,
- сопровождение сделок с недвижимостью и активами.
Реорганизация предприятия — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации предприятия возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Реорганизация предприятия осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. В некоторых случаях реорганизация предприятия может служить способом избежания ликвидации предприятия, в том числе по банкротству. Во всех случаях нужно иметь в виду то обстоятельство, что всякая реорганизация предприятия несет в себе зачатки монополизации. Форма — слияние, присоединение, в определенных законодательством случаях, требует предварительное согласие антимонопольного органа или последующее его уведомление.
Реорганизация предприятия представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.
Права и обязанности при реорганизации предприятий
Поскольку реорганизация предприятия всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации предприятия права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:
- В полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании)
- В полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении)
- Частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении)
Реорганизация предприятия представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации предприятия носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.
В процессе реорганизации предприятия необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных предприятий. При реорганизации предприятия составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения). Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.
И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизуемое юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.
Решение о реорганизации предприятия может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формы.
Что такое реорганизация предприятия
Реорганизация предприятий, то есть их разделение или укрупнение, — неотъемлемый атрибут рыночной экономики.
Причины для проведения реорганизации могут быть различными. Например, таким образом можно вывести предприятие из финансового кризиса или расширить свой бизнес. А бывает и так, что с помощью реорганизации можно существенно уменьшить налоговые платежи (например, перейдя на упрощенную систему налогообложения в середине года).
Реорганизация — это один из способов образования или ликвидации юридического лица, который должен проходить по правилам, установленным в статьях 57-60 ГК РФ.
Процесс реорганизации основывается на универсальном правопреемстве, которое представляет собой особый порядок перехода всего имущества, всех имущественных прав и всех обязательств реорганизуемой организации к ее преемнику. Организации, созданные в результате реорганизации, получают весь объем прав и обязательств реорганизованного юридического лица без каких-либо изъятий и исключений.
Формы реорганизации предприятий
Реорганизация юридических лиц возможна в пяти основных формах — слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (п. 1 ст. 57 ГК РФ).
- При слиянии несколько юридических лиц прекращают свою деятельность, а вместо них образуется новая организация (А+В=С). Имущество, имущественные права и обязательства объединяемых организаций переходят к вновь созданной организации.
- При присоединении одного юридического лица к другому присоединяемое юридическое лицо прекращает свою деятельность (А+В=А), а все свое имущество и обязательства оно передает юридическому лицу, к которому присоединилось.
- При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц (А=В+С). Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.
- При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых (А=А+В). Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.
- При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы организации. В результате преобразования старая организация свою деятельность прекращает, а вместо нее создается только одна новая организация, к которой переходят все права и обязанности реорганизованной организации (А=В).
Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения. В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.
Со дня, когда в Единый государственный реестр внесены указанные записи, реорганизация считается завершенной.
Реорганизация фирмы
Реорганизация фирмы включает в себя:
- разработку учредительных документов,
- регистрацию изменений в учредительных документах,
- оплату государственных пошлин,
- постановку на учет в МИФНС (в случае возникновения новых юридических лиц) и внебюджетные фонды,
- получение кодов Госкомстата,
- изготовление печати,
- получение свидетельства о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц и т.д.
Реорганизация проводится в форме:
- присоединения,
- слияния,
- выделения,
- разделения,
- преобразования.
Для реорганизации юридических лиц необходимо предоставить:
- учредительные документы (устав) — оригинал,
- договор об учреждении – копия,
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и свидетельство о постановке на учет — оригиналы,
- протоколы Общего собрания — копии,
- коды Госкомстата — копия,
- страховое свидетельство (уведомление о размере страх. Взносов) из Фонда социального страхования — копия,
- извещение страхователю из Пенсионного фонда — копия,
- извещение страхователю из Фонда медицинского страхования — копия,
- бухгалтерская отчетность за последние три года — копии, заверенные печатью организации и подписью руководителя (для налоговой),
- сведения об открытых счетах в банках (договор, уведомление) — копии,
- документальное подтверждение факта опубликования,
- документальное подтверждение уведомления кредиторов.
Пять причин выбрать нас
- Запуск делопроизводства только в случае наличия перспективы положительного исхода дела
- Избежание лишних расходов и риска встречных исков
- Возможность внутренней проверки подготовленных решений по делам перед их реализацией на практике
- Применение нестандартных решений в особо сложных делах
- Оперативное взаимодействие с широким кругом специалистов-практиков в других юрисдикциях
Порядок работы с нами
-
Запись на консультацию
-
Первичная консультация
-
Заключение договора
-
Сбор и проверка документации
-
Суд